Интервью с Stigmata
В преддверии юбилейных концертов, посвященных 10-летию народного хита "Сентябрь", группа Stigmata пообщалась с порталом High Decibels и поделилась не только планами на будущее, но и ответила на ряд вопросов, связанных с историей самой группы.
«Сентябрь» стал гимном 2007-го. Фраза «Сентябрь горит» стала уже в какой-то степени культовой, каждую осень появляется множество видео, где «сжигают сентябрь». Как вы относитесь к тому, что являетесь символом эмо-культуры?
Да мы только рады) Не собираемся отмахиваться ни от каких "фактов" нашей биографии, так сказать. И от чёлок в том числе! Действительно, наверное эта песня стала для определенной прослойки молодых людей культовой. Хотя конечно, когда она появилась, никто и подумать не мог о таком ломовейшем успехе. Нам приятно в каком-то смысле быть одним из символов всего альтернативного движения, пик которого как раз пришелся где-то на 2006-2008. Но мы сейчас смотрим больше в будущее, чем в прошлое.
Сентябрь горит вот уже 10 лет, как вы думаете, почему именно эта песня наиболее популярна?
Загадка, почему одна песня с альбома становится хитом, а другая нет - остается неразгаданной на протяжении уже долгого количества времени. Формула успеха неизвестна! Кто-то из олдовых представителей российского рока как-то сказал, что песня будет хитом, если после первого прослушивания ты можешь ее напеть, а со второго раза ее аккорды слабает 13-летний мальчишка из пригорода Иваново на старой отцовской гитаре, и это будет звучать. Но даже это не формула. Есть еще секретный элемент, и вот его не знает никто. Даже Стас Михайлов!;)
Пришло время и для юбилейных концертов, вы - "матерые волки" рок-сцены, а помните свое первое выступление, каким оно было?
Ещё бы! Наше первое выступление состоялось в городе Всеволожск в сельскохозяйственном техникуме, на местном КВН. Мы выступали на разогреве у группы, которая уже была популярна среди барышень этого образовательного заведения и их корешей-боксеров: там на клавишах лабал местный DJ. Сейчас уже не вспомнить название этой команды, но у них была песня про какую-то «дрожащую фею», которая должна была кому-то присниться. Фигня полная, но народу дико нравилось, поэтому эта телега была вроде как ожидаемой на этом празднике жизни. И тут неожиданно врываемся на сцену мы, и начинаем рубить адский метал. Зрелище неописуемое. Боксеры со своими цыпами просто остолбенели от такой подачи материала, забыли про «дрожащую фею», и совершенно не поняли, что происходит. После каждой песни стояла гробовая тишина, и рубился вместе с нами только наш друг с камерой, который пытался заснять этот исторический момент. Специально для первого выступления мы разучили нетленный хит группы Sepultura «Roots Bloody Roots». Но и его никто не узнал, кроме одного пацана в балахоне «Гражданская оборона». Прозвучал последний трек, боксеры пошли на крыльцо курить. Больше нас туда не звали ;) А следующей площадкой для нас стал уже легендарный питерский «Полигон».
Ваша группа творит в очень неординарном, тем более для России, направлении, изменилось ли ваше отношение к музыкальной индустрии с момента создания группы?
Скорее музыкальная индустрия изменилась по отношению к нам;) Когда мы начинали, никакой индустрии толком и не было. Мы буквально ступали на неизведанные земли. Были пару клубов, где играли все подряд& Все наши матерые коллеги были тогда начинающими. Юношеский максимализм, упертость и желание всем заявить о своей крутости сделали свое дело. Вокруг нас руками таких же молодых-горячих энтузиастов из городов формировались первые туры, создавались лейблы, запустился первый и пока последний в своем роде российский альтернативный телеканал A-ONE. В конце концов альтернативная волна стала такой большой, что на короткое время даже мейджоры типа "Нашего Радио" или лейбла "Союз" стали обращать внимание на "тяжелую сцену". Короче, чтобы донести свое творчество до людей приходилось очень и очень сильно стараться, "выпрыгивать из штанов". Сегодня на радиостанциях или телеканалах нас особенно никто не ждет, клубы в регионах находятся в дичайшем кризисе, умер дисковый бизнес, а iTunes с Google Play и банковской карточкой есть еще не у всех. Зато Интернет дошел уже почти до всех деревень. А это значит, что новый трек за минуту можно презентовать на огромную аудиторию. Мы живем в интересное время, если так подумать ;)
Поменялись ли ваши взгляды на собственные творения?
Поменялся подход. Мы выросли в музыкантов, которые скурпулезно подходят к написанию материала, к аранжировкам. Действительно много ковыряемся в звуке, ищем, экспериментируем. Много анализируем, спорим, правим, снова обсуждаем, снова вносим изменения, и так до тех пор, пока трек не будет всех нас устраивать. Это кстати касается не только музыки, но и дизайна, видеоряда и так далее. Выросли ли мы из каких-то своих прошлых песен? Возможно. Но мы их все равно любим, стараемся играть, даже вытряхиваем что-то очень древнее и вставляем в трек-лист специально, чтобы порадовать фэнов. Ведь все эти песни, и прошлые, и настоящие - это и есть STIGMATA.
На ваш новый трек «Цунами» очень бурная реакция в сети. И хороших отзывов много, так и много недовольных, которые считают, что вы опопсели. Так вы опопсели или нет?
Смотря, что считать «попсой», скажем так. Относительно Нюши и Басты мы как были, так и остаемся рок-бандой. Относительно Kreator мы наверное опопсели, а вот относительно группы Крематорий мы все еще играем тяжеляк ;) Но читать эти комментарии забавно, да. Мелодизм был характерной чертой STIGMATA всегда. Давайте вспомним треки «Как ты?», «Весна», или «Время» и «Не забывай» с последнего полноформатника. И даже металлические композиции всегда были и остаются мелодичными: «Оставь надежду», «О чем ты грустишь», «Крылья», «Магмель» и другие. Электроника в наших песнях появилась не вчера, а то, что мы в этом треке мы отказались от гроула и скрима – так здесь чистый вокал звучит вполне органично. Это наша музыка. Мы ее так сейчас чувствуем, сочиняем, играем. Это новый период для группы, мы растем, развиваемся. Кому-то из фэнов по душе больше старая STIGMATA – и для них в iTunes уже лежит несколько наших предыдущих альбомов) А нам интересно идти вперед.
В чем основная проблема нашей тяжелой сцены сегодня?
С одной стороны - отсутствие индустрии вокруг этой музыки. И главным образом - отсутствие медиа-поддержки. На всю огромную страну всего 2 станции крутят рок, ни одного эфирного рок-канала или хотя бы канала на подобие старого MTV. Ни одного массового музыкального журнала, не говоря уже о сми, пишущем именно про тяжелую музыку. С другой стороны - до сих пор не каждый житель может позволить себе смартфон, и еще больше народу не приучено к мысли, что музыка не бесплатна, что трек может и должен стоить 15 или 19 рублей. Российский человек очень любит халяву! Поэтому до сих пор себя хорошо чувствуют торренты, например.
Многие группы сейчас создают дуэты, коллаборации с другими исполнителями, вы бы хотели поработать в творческом альянсе, если да, то с кем?
На новом альбоме, работа над котором идет полным ходом, как раз будут занятные коллаборации ;) Так что ждите новостей! А вообще нам нравится тенденция, когда артисты разных жанров вдруг выпускают что-то совместное. На западе это давно считается нормой, все исполнители со всеми дружат и общаются, и всегда не прочь что-то замутить. Мы (имея ввиду вообще музыкальную сцену) как-то более зажаты. Не до конца рэперы еще научились протягивать рокерам руку, и наоборот. Хотя опять же, прецеденты были.
Ваши фанаты часто интересуются, почему на ваших концертах не звучит песня "Мой путь", она будет исполняться на юбилейных концертах?
Обязательно! Так что все, кто посетит наши концерты 1 апреля в Москве, 8 апреля в Питере и в других городах, услышат и «Мой путь», и много других крутых боевиков, обещаем!
Интервью: Анастасия Бочарова